Способы общения с людьми, у которых есть какая-либо инвалидность
Общение с людьми, использующими инвалидную коляску, трость, костыли или ходунки
- Говорите непосредственно с человеком, использующим коляску, а не с его сопровождающим.
- Постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Например, можете присесть за стол. Если вы будете разговаривать, стоя рядом, человеку на коляске придется все время держать голову поднятой, что может быть дискомфортно.
- Предложите придержать тяжелые двери или помочь открыть двери.
- Инвалидная коляска — это часть личного пространства человека, на нее нельзя опираться и вешать куртки, пакеты и другие вещи.
- Не трогайте и не перемещайте костыли, трости и приспособления для ходьбы, предварительно не спросив. Не толкайте коляску без согласия человека, который на ней передвигается.
- Предложите помочь с пальто, сумкой и другими вещами.
- Предлагайте присесть и следите, чтобы поблизости были стулья или кресла разной высоты, с подлокотниками и без.
- Не присаживайтесь на корточки, если говорите с человеком маленького роста
Общение с незрячими людьми и людьми с нарушением зрения
- Подходя к незрячему человеку, всегда обозначайте свое присутствие голосом. В начале беседы представьтесь или назовите себя, чтобы он понимал, с кем разговаривает.
- Если необходима помощь, сами не берите человека под локоть или за руку в районе локтя. Незрячему человеку будет комфортнее самостоятельно выбрать способ.
- Давайте конкретные указания. Слова «здесь» и «там» слишком общие и не подходят, чтобы описывать направления.
- Вы можете помочь незрячему человеку ориентироваться в пространстве, используя в качестве направлений циферблат: 12 часов будет означать «прямо», 3 — «направо», 9 — «налево» и так далее.
- Предупредите о лестнице и уточните, нужно будет подниматься или спускаться.
- Зайдя с незрячим человеком в большое помещение, кратко опишите, какие предметы мебели в нем есть и где они расположены. Так вы поможете сориентироваться в окружающем пространстве.
- Если предлагаете человеку присесть, положите его руку на спинку или подлокотник стула и позвольте сесть самостоятельно.
- Не перемещайте вещи незрячего человека без предупреждения, не спросив.
- Предупредите, если уходите.
Если человека сопровождает собака-проводник
- Не отвлекайте, не кормите и не гладьте животное. Эта собака на сложной работе: отвлекаясь на вас, она может пропустить ситуацию, представляющую опасность или способную навредить ее владельцу.
- Даже если животное отдыхает, спокойно лежит или сидит, спросите разрешения у владельца, перед тем как погладить собаку и начать с ней общаться.
- Не разговаривайте со служебным животным, не зовите по имени, когда оно работает. Собаке нужно быть начеку и своевременно выполнять команды хозяина. Спросите у владельца, как себя лучше вести и что нужно знать о собаке.
- Если вы сопровождаете незрячего человека, у которого есть собака-проводник, идете с другой стороны от животного, чтобы не мешать ему работать.
Общение с людьми с нарушениями речи
- Будьте внимательны и терпеливы, ведите себя ободряюще, избегайте покровительственных манер.
- Не поправляйте человека с нарушением речи и не говорите за него. Спокойно дожидайтесь, пока он договорит, не перебивайте и не заканчивайте за него предложения.
- Если вы хотите узнать что-то еще, задайте последовательные вопросы, которые не будут требовать развернутых ответов.
- Если вы не уверены, что поняли сказанное, не стесняйтесь и попросите повторить. Если после этого вы все равно не поняли собеседника, попросите его написать ответ или предложить другой способ общения.
- Если ваш собеседник — человек с заиканием, постарайтесь вести себя дружелюбно и спокойно, чтобы он чувствовал себя расслабленнее. Не вынуждайте его спешить, потому что это может усилить заикание.
Общение с людьми с ментальными особенностями
- Исходите из того, что человек с ментальной инвалидностью поймет вас и не говорите снисходительным тоном. Относитесь к нему как к любому другому взрослому.
- Разговаривайте непосредственно с ним, а не с его сопровождающим/ членом семьи.
- Используйте ясные и четкие формулировки, смысл которых сразу понятен. Говорите медленнее, а не громче.
- Если вы даете инструкции или задания, говорите не спеша и попросите кратко изложить суть сказанного, чтобы убедиться, что вас верно поняли. Перефразируйте замечания или вопросы, чтобы они звучали понятнее.
- Возможно, человеку с ментальной инвалидностью лучше получать информацию в письменном виде. Уточните у него про подходящий формат.
Общение с людьми с невидимой (скрытой, неочевидной) инвалидностью
Согласно определению Invisible Disabilities Association, любое «физическое, психическое или неврологическое состояние, которое не проявляется внешне, но может ограничивать или затруднять движения, чувства или деятельность человека» следует считать невидимой инвалидностью. В качестве примеров можно привести нарушения зрения и слуха, эпилепсию, диабет, хронические боли, болезнь Крона, психические расстройства и др.
- Помните, что не у каждой инвалидности есть заметные, бросающиеся в глаза признаки. Например, люди с болезнью Крона или язвенным колитом, воспользовавшись туалетом для людей с инвалидностью, иногда сталкиваются с неодобрением со стороны окружающих. При этом они могут ощущать сильную боль в брюшной полости и другие симптомы и проявления заболевания.
- Верьте, когда человек говорит, что испытывает боль. Симптомы, которые ощущают другие люди, могут быть не видны или скрыты.
- Не ожидайте, что человек опишет, обнаружит или докажет свою невидимую болезнь или инвалидность. Не каждый может быть готов рассказать о своей инвалидности или хроническом заболевании.
Вернуться назад